В феврале нынешнего года из одного поселка на самом севере Прикамья поступил тревожный телефонный звонок — в глухой тайге с тяжелыми травмами и обмороженными ногами находится местный житель, нужна помощь врачей. Чтобы спасти человека, пришлось срочно поднимать в воздух борт санитарной авиации.

Найти в тайге избушку

— Товарищ пострадавшего 10 часов добирался до ближайшего поселка, чтобы сообщить о ЧП, — говорит заведующая отделением экстренной и планово-консультативной помощи Пермской краевой клинической больницы Лариса Ворожцова. — Вертолет с бригадой медиков незамедлительно вылетел на север.

Где находится охотничья избушка, точно известно не было. Вертолет стал кружить над предполагаемым местом нахождения травмированного. В иллюминатор был виден только лес, заброшенные избы и бесконечные снега. На этот раз повезло. В избушке, где находился пострадавший, постоянно проживал охотник. Услышав шум винтов, он выскочил на улицу и стал размахивать руками. Его заметили.

— Пришлось искать место посадки, ведь кругом глубокий снег, — рассказывает Ворожцова. — Наконец приземлились и минут сорок ползли по сугробам до больного. Пострадавшего погрузили на борт, назад отправились, когда уже смеркалось.

А на севере ночью никаких ориентиров. Спасибо мастерству летчиков. Руководствуясь только показаниями приборов, они благополучно добрались до Перми. Больного прооперировали. Жизнь ему спасли. Таких случаев каждый год десятки.

Начинали с По-2

Санитарная авиация появилась в Прикамье в 1935 году. На двух деревянных По-2 на вызовы вылетали три врача. Самолеты были неприхотливы, садились на любой ровной поляне. Больного грузили в отсек фюзеляжа, прикрывали снаружи и доставляли в больницу. Даже во время войны, когда не хватало самолетов и медиков, санитарная авиация продолжала работу.

Постепенно оснащение службы менялось — появились новые летательные аппараты. В 50-е годы прошлого века больных стали доставлять на самолете Як-12 и вертолете Ми-1. Причем на вертолете больных возили снаружи — кабина была маленькая и тесная, места хватало только для пилота и врача с фельдшером. Пациентов размещали в специальной наружной гондоле: лежи, не скучай, жди, когда закончится перелет. Летали в те годы очень много — дорог практически не было.

В 1960-е пересели на вертолет Ми-2. Дальность его полета — 400 километров, скорость — 180 километров в час. Ми-2 сменили более современные Ми-8. У них и скорость побольше — 240 километров в час, и дальность полета — 800 километров. Ми-8 и сегодня состоят на службе санитарной авиации Пермского края.

— Не было ни одного года, когда бы мы не работали, — говорит Лариса Ворожцова. — Даже в самые трудные времена находили средства на обеспечение полетов. Никогда не отказывали в помощи из-за нехватки горючего или еще по каким-то причинам.

Вытащили из революции

Международная санитарная авиация

Уникальный случай произошел в 2011 году. Отдыхавший в Египте пермяк неудачно нырнул с пирса в Хургаде и раздробил себе шейные позвонки. Родственники связались с пермской санитарной авиацией. В Египет вылетели хирург и нейрохирург. Пострадавший находился в местной больнице на искусственной вентиляции легких. Наши доктора осмотрели его и решили везти на родину.

А в Египте — революция, старую власть свергают, новую устанавливают. Хаос. Что делать? Из Перми прилетел небольшой самолет Hawker-700. Стали загружать пациента. А носилки в двери не проходят. Пришлось вносить через аварийный выход. Взлетели. Через некоторое время потребовалась дозаправка, а ни один аэропорт не принимает — везде волнения. Кое-как дотянули до турецкого Трабзона, там уже заправились и добрались до России. Борт встретили в Большом Савино и пострадавшего тут же отвезли в больницу.

Спасли и маму, и ребенка

В работе пермской санавиации было немало по-настоящему тяжелых случаев. Нынешней зимой на одной из трасс случилось крупное дорожно-транспортное происшествие. Много пострадавших. Одна из них — женщина на девятом месяце беременности. Транспортировка опасна, может не выдержать. На место аварии вылетели хирург-акушер и детский неонатолог. Забрали беременную, сделали кесарево сечение. На следующий день женщине стало легче, ее перевезли в Пермь. Сегодня мама и ребенок в полном порядке.

В марте опять ДТП. В тяжелом состоянии женщина — разрыв диафрагмы. Осмотрели, оказали помощь, прооперировали, утром на вертолете доставили в Пермь. Идет на поправку.

Бывает, что вертолету некуда приземлиться. Тогда он зависает, а больного с помощью спасателя поднимают на борт. У небесных врачей всегда с собой мобильный эндоскопический комплекс. Он помогает произвести ряд неотложных врачебных действий на месте.

Не только по воздуху

Врачи санитарной авиации не только летают, но и ездят. За последние годы в крае построено немало хороших дорог, поэтому на помощь больным медики нередко выезжают на спецавтомобилях. Есть четыре легковых, каждый за последние четыре года наездил 300 тысяч километров. Еще два реанимобиля на базе микроавтобусов, их применяют в сложных случаях. Когда до больного по земле не добраться, используют вертолет.

Был в истории пермской санавиации трагический случай. 3 апреля 1997 года при вылете из Очёра в Горнозаводск вертолет зацепился за вышку связи. Погибли врач, фельдшер и два пилота.

Комментарий

Анатолий Касатов, главный врач Пермской краевой клинической больницы:

— Санитарная авиация — это только часть системы неотложной экстренной помощи, действующей в крае. Мы оказываем консультации и по системе видеосвязи. Выезжаем на места, делаем операции. Случается, больного нельзя вывозить сразу, надо, чтобы организм пришел в себя, состояние стабилизировалось. Каждый раз ситуация новая. Врачи у нас опытные, работают четко, грамотно. Экстренной медициной занимаются все доктора больницы. Есть график дежурств, согласно ему выезжают и вылетают в районы. Очень хорошо, что посадочная площадка находится возле перинатального центра, а не в Большом Савино. Сердечников и беременных сразу можно разместить в палатах, других больных доставить в краевую больницу буквально за 15 минут. Техника новая, современная. Однако есть момент, на который я бы обратил особое внимание. Вертолетные площадки должны быть во всех районах Прикамья. И не просто ровный участок земли. Площадку надо обеспечить всей необходимой навигацией, в том числе сигнальными огнями. Тогда работать будет проще и надежнее.

Справка «РГ»

В нынешнем году на дежурство в санитарной авиации Прикамья заступил новый скоростной, с увеличенной дальностью полета вертолет Ми-8. Самое главное — в нем можно установить медицинский модуль, а еще брать на борт двух пациентов, а не одного, как на Ми-2. Сегодня на службе санавиации стоят надежные вертолеты Ми-8, которые могут пролететь до 800 километров в один конец.

Комментирование закрыто.

WildWeb

Top.Mail.Ru